Я специально не писал ничего по поводу избиения Татьяны Черновол. Наш сайт ставил новости, мы давали свои комментарии от редакции, критически осмысливая всю информацию из разных источников, но приняли решение – пока не схлынет эмоциональная волна, ничего не писать. Ни гневных статей на тему "доколе?!", ни слезливых эссе по поводу неблагодарного и тяжелого труда журналистов в Украине. Но сегодня, когда уровень истерии немного упал, я решил все-таки максимально подробно остановиться исключительно на фактах этого резонансного события.
Но сначала выскажу свое мнение.
Мне очень жаль, что журналисты в Украине перестали соблюдать журналистские стандарты и становится наполовину беременными гражданской, политической, сексуальной и другой активностью. И это успешно используют политики, спецслужбы, олигархи и прочие манипуляторы.
Примеры Черновол и Портникова почему-то никого не научили. А ведь журналисты должны быть хотя бы умными, понимать, что они – не дешевое быдло, которое можно загнать на майдан или антимайдан, которым можно манипулировать, в которых можно закачать любые лозунги, подогрев, кого гречкой, кого деньгами, а кого – романтическими идеями. Манипуляции с журналистами намного эффективнее, оттого намного разрушительнее.
Я сожалею, что журналистов в Украине имеют и имеют самым грязным способом. Причем, чаще всего они сами радостно идут к месту имения, перепутав местоимения, говоря вместо "Я" "МЫ". То есть, подменяя свое частное мнение мнением сообщества, выступая в качестве эдаких проводников идей остального населения. И пока журналисты это не поймут, пока не перестанут быть активистами-пассивистами, а начнут заниматься исключительно своими обязанностями – будет разруха в головах и, пардон, на лицах.
Журналистика – профессия циничная, надо не ужасаться крови и не ахать по поводу синяков, а четко, быстро и беспристрастно предать информацию. Журналист – это ретранслятор информации, а не трансформатор идей! Почувствуйте разницу!
А люди пусть САМИ думают, без расставленных акцентов и междометий.
"А город подумал…"
Итак, вечером, 24 декабря в социальной сети Facebook журналист Мустафа Найем со ссылкой на Алексея Гриценко сообщил, что избита журналистка Татьяна Черновол.
И хотя Facebook давно уже перестал быть просто социальной сетью для общения людей, а стал ретранслятором и даже источником новостей, я не буду отмечать излишнюю эмоциональность журналиста Найема.
Просто цитата.
"Все, кто сейчас рядом с Виктором Януковичем – начиная от депутатов Партии регионов, членов правительства, министра внутренних дел Виталия Захарченко, главы администрации Сергея Левочкина, главы СНБО Андрея Клюева, Дмитрия Фирташа и Рината Ахметова – ВСЕ, кто и дальше остаются рядом с ним в одной команде – ВЫ ВСЕ автоматически поддерживаете то, что сейчас происходит на ваших глазах.
Все, кто делают вид, что ничего не понимают и не могут ничего сделать, так или иначе причастны к каждому удару, который наносили по лицу Татьяны Черновол.
Вы можете делать вид, что это не так. Вы можете трусливо опустить глаза, намекая, что вы тут ни при чем. Но это ВАШЕ лицо. Это ВАШ выбор оставаться там и прикрыться ничего не значащими словами".
Лично мне непонятен перечисленный ряд фамилий и какое отношение эти люди имели к инциденту с Татьяной Черновол? Точно так же Клюев или Фирташ могли иметь отношение к прорыву канализации на улице Шумского. Ведь, бесспорно, президент Янукович в этом тоже виноват, не так ли?
Одним словом, не будем говорить о стандартах журналистики на примере сообщения в Facebook. Хотя впоследствии многие журналисты именно в Facebook выкладывали появляющуюся информацию о Тане Черновол, что достаточно серьезно возбудило интернет-сообщество. Скорее всего, это было заложено в сценарий, о котором в своих личных выводах я еще напишу.
Итак, Мустафа написал: "По словам Татьяны Черновол, она поворачивала к себе в село Гора, когда заметила за собой слежку. Она резко повернула назад в Борисполь. Но машина начала ее прижимать. После чего ее машину несколько раз ударили кузовом. Она остановилась. Из машины выбежали двое, разбили стекло. Она выскочила из машины и попыталась бежать. Ее догнали и били. Били двое мужчин".
Есть показания потерпевшей. Это факт. Впрочем, любой следователь вам скажет, что этого недостаточно для объективного расследования хотя бы потому, что потерпевшая была избита и находилась в полубессознательном состоянии, получив сотрясение мозга.
Не говоря о том, что потерпевший всегда может исказить информацию умышленно.
Но об этом позже.
У Татьяны Черновол в автомобиле находился видеорегистратор. Казалось бы, достаточно предъявить его экспертам, милиции – и все обстоятельства происшествия станут ясны. Ведь беспристрастное видео – прекрасный факт!
Но здесь начинаются странности – видео регистратор в милицию не предъявляется, а оказывается почему-то "в штабе Майдана", где, по словам политика Анатолия Гриценко, его почему-то изучают. Причина появления записи в штабе Майдана преподносится, в том числе и журналистами, как вполне понятная: Татьяна Черновол – известная активистка Евромайдана.
Лирическое отступление №1
Есть такой анекдот, который все знают, там концовка такая: "Мойша, ты или крестик сними, или трусы надень". Почему-то наши журналисты одновременно с журналистикой занимаются не только бизнесом или политикой, но и становятся активистами всяческих гражданских движений, объединений и тому подобных формирований. Забывая о том, что журналист должен быть беспристрастен. И, наверное, украинские журналисты не читали интервью с главным редактором радиостанции "Эхо Москвы" и одним из известнейших журналистов России Алексеем Венедиктовым.
А зря, Венедиктов очень четко разграничил права гражданина и права журналиста: "…мои журналисты не имеют права ходить на политические митинги как граждане. Я ограничил их гражданские права, понимаете? Потому что любой известный журналист, который идёт на митинг в поддержку того или иного кандидата на политический пост, тем самым ангажирует радиостанцию. Это запрещено, и это вопрос организационный, а не содержательный. Об этом я даже не спорю. Голосовать можете как угодно. Если вы хотите пойти на митинг в поддержку какого-то неправедно, с вашей точки зрения, осуждённого человека – пожалуйста. Но политическими активистами быть не можете".
Именно поэтому сегодня манипулируют в политических целях личной жизнью известного журналиста Виталия Портникова.
Именно поэтому не стоило ему идти в политику.
"Маленькая ложь порождает большое недоверие"
Кстати, об известности. Портников – известный журналист, Пиховшик – известный журналист, даже Мустафа Найем при всей его категоричности – известный журналист. Во многом их известность – плод их работы, их таланта. Но есть и субъективные факторы, такие, как работа на телевидении. В этом понимании Татьяна Черновол пока еще – не известный журналист, поскольку публикует свои статьи в интернет-СМИ, охват аудитории в которых пока все еще достаточно локален.
Точно так же доводы "она – активистка Евромайдана" не могли стать подтверждением версии о том, что она была избита за свою гражданскую активность. Равно, как не было подтверждения версии, что ей мстили за ее публикации.
Но продолжим рассматривать факты.
Тот факт, что видеорегистратор не был направлен хотя бы на независимую экспертизу, сразу насторожил. И когда видео с него принес в Генпрокуратуру почему-то оппозиционный политик Арсений Яценюк, сразу появились вопросы – какое он имеет отношение к данному событию?
Следующий вопрос возник сразу же, как в интернет выложили фото автомобиля Татьяны Черновол после ДТП. Помните, с ее слов, "…ее машину несколько раз ударили кузовом. Она остановилась. Из машины выбежали двое, разбили стекло. Она выскочила из машины и попыталась бежать". На фото ВСЕ стекла в ее автомобиле целехонькие.
Вопрос – кто врал?
После того, как в сеть выложили видео, вопросов стало еще больше.
"… она поворачивала к себе в село Гора, когда заметила за собой слежку. Она резко повернула назад в Борисполь".
Судя по видео, это было не так. Татьяна выехала с заправки и поехала по прямой. Судя по видео, это была автозаправка фирмы "Шелл", которая последняя перед поворотом на аэропорт "Борисполь". А поворот на село Гора находится возде предыдущей заправки фирмы "Лук-ойл". Конечно, я могу ошибаться, тем более что 5 секунд видео при выезде с заправки вырезано – с 19.17.55 и сразу скачок на 19.17.49. Но в любом случае, Татьяна не поворачивала к себе в село Гора, если видео это – с ее автомобиля.
Прежде чем обсуждать само видео, остановимся на самом происшествии.
Анализируя все источники информации, от слов самой потерпевшей до передавших информацию о событиях СМИ, коротко понятно, что произошло следующее: журналистка выехала со станции автозаправки, ей дорогу прградил другой автомобиль, от которого она пыталась уйти, в конце концов, у нее это не получилось, она вышла из автомобиля и ее избили несколько человек. Как доказательство – ее обезображенное лицо, травмы и немного побитый ее личный автомобиль. С целыми стеклами.
Сразу ряд вопросов.
Совершено ДТП. Сразу или несколько позже – не важно, факт ДТП подтвержден и видеорегистратором, и свидетельскими показаниями. Но вместо того, чтобы разобраться в произошедшем, журналистка пытается скрыться с места ДТП. Мало того – ее преследуют! Но почему-то набрать с мобильного 102 и сообщить о том, что ее преследуют и бьют ее машину, журналистка не хочет. Почему?
Если Татьяна, как она утверждает, заметила за собой слежку, она могла не только позвонить с мобильного хотя бы тому же Мустафе Нфйему, но и остановться у ближайшего КП, заправки и попросить помощи. Темп более, что есть отдельное постановление в МВД по защите журналистов. Я лично был в подобной ситуации, позвонил на 102 и тут же последовала реакция – подъехал ближайший патруль ГАИ.
Но Татьяна не стала просить о помощи, а устроила гонки.
И вот здесь, просмотрев видео, отчасти я понял, что не все так просто.
Главное – промурыжив несколько часов регистратор с автомобиля Татьяны Черновол, о чем почему-то очень покладисто промолчали в милиции, видео попало в органы. Но… в обрезанном виде. Что видно стало после того, как это видео выложили в интернет.
На 9 ч 18. мин. 58 сек. видео ОБРЕЗАНО, потому, понять, что там произошло, тяжело.
Вырезали 14 секунд, что немало, учитывая с какой скоростью двигалась журналистка. Двигается она по-прежнему, никуда не сворачивая. Прошу заметить также – она тормозит перед тем, как видео обрывается. По картинке видно что педаль газа отжимается с 09-18-50, скорость начинает сбавляться, примерно в 09-18-55 газ совсем убран, машина начинает тормозить вплоть до начала вырезки, то есть до 09-18-58...всё это происходит на левой полосе... Потом идет обрезка – целых 14 секунд. Автомобиль Тани на правой полосе и не просто на правой полосе, она фактически 1/3 части машины выезжает с обочины. И появляется элитный Porch Cayene Turbo, госномер авто АА 5399 ЕН.
Сразу еще вопрос – если в дело вмешалась оппозиция, генералу МВД и бывшему начальнику киевской милиции Яреме, депутату от УДАРа трудно было узнать, кто являлся владельцем этого авто? Думаю – это мои предположения – минут 10 от силы. Точно так же это очень быстро могла сделать милиция. Но в органах МВД предпочли, чтобы это сделали… журналисты. Зачем?
Лирическое отступление №2
Сегодня, когда поступила информация о том, что владельцем элитного авто оказался зиц-председатель нескольких компаний, который был причастен к рейдерскому захвату TВi, по фамилии Кот, стало ясно, почему медлили и оппозиционный милицейский генерал, и милицейское начальство. Запахло, как говорят в некоторых кругах, подставой.
Тем более что задержанный прежний владелец этого автомобиля некто Храмцов, о котором активисты-журналисты так пристрастно распространили страшилки в соцсетях и которому журналистка телеканала "Интер" Ольга Червакова в своем Facebook сразу приписала сотрудничество в Партией регионов, на самом деле никакого отношение к человеку с фамилией Храмцов Александр Владимирович, на которого зарегистрирована первичная организации Партии регионов в Шевченковском районе города Запорожье, не имеет. Мало того – этот БЫВШИЙ владелец авто Porch Cayene Turbo, госномер авто АА 5399 ЕН имеет стопроцентное алиби – запись видеокамеры одного киевского ресторана и в тот вечер находился далеко от места ДТП. Тем не менее эта неправда была опубликована на сайте "Украинская (Европейская) правда" и до сих пор не опровергнута.
Это – факты, которые журналисты должны уметь добывать, анализировать и распространять.
Кстати, перед этим Храмцовым НИКТО из активистов-журналистов так и не извинился.
Что показательно.
"Спор без фактов, спор на темпераменте…"
Обсуждать дальнейший ход событий по видео, которое смонтировано, достаточно сложно, ибо нет ни начала, ни финала.
Наилучшим образом это сделал журналист-политбеженец Анатолий Шарий в своем Facebook, за что ему большое спасибо. Приведу цитату:
9ч. 19 м. 26 сек. Порше пытается ее остановить. Это обычная схема, когда притормаживает машина, идущая впереди, в расчете на то, что притормозит и идущая сзади. Она бьет его еще раз, царапает правой стороной. Отрывается.
9ч. 20 м. 21 – Таня бьет его, остановившегося, еще раз.
9 ч. 20 м. 25 – ЕЩЕ раз бьет машину, уже с другой стороны.
После этого Порше все время пытается ее остановить. Безуспешно.
9ч. 21 м. 17 – ее остановили. Потом видео обрезано, вырезано секунд 5, что произошло в этот момент – неизвестно, но Татьяна опять оторвалась.
9ч. 21м 35 – опять обрезка. Нет 5 секунд.
9ч 22 м 16 – в первый раз, двигаясь задом, Порше бьет Танину машину.
9ч 22м 50 – начинается хардкор, водитель Порше явно взбешен, он уже лупит авто Тани.
9ч 23м 12 – авто Тани разворачивает, она начинает двигаться по встречке. Мы видим перед ней машину, а потом видео опять обрезано. Что случилось в эти 30 секунд – нам с вами, по мнению спецов из Батькивщины, знать необязательно.
9ч 23м 41 – Таня опять движется по трассе.
9ч 24м 33 – джип догоняет ее, останавливается. Видео опять обрезано, что произошло в течение 10 секунд – неизвестно. Скорее всего, Таня в него опять въехала.
9ч 25м 02 – Таня опять таранит Порше.
9ч. 25 м 12 – САмое интересное. Таня ВЫСКАКИВАЕТ из машины и бежит через дорогу налево. Никаких "разбитий стекол" и прочего на видео нет, потому что их и не было, о чем свидетельствует фото ее машины без разбитых стекол.
Напоследок вырезан кусок в 1 минуту 20 секунд".
Можно, обсуждая случившееся, задать еще несколько вопросов.
Первый. В соцсетях очень много ужасались тому факту, что избили хрупкую девушку подонки-мужчины. Но никого не удивляет тот факт, что Таня СИГНАЛИЛА, но не кричала, не звонила и так хладнокровно таранила дорогущий автомобиль? И очень хладнокровно, не проронив ни вскрика, ни писка, уходила на хлипком "Авео" от дорогого и навороченного скоростного "Порше"?
Второй. Почему поиски автомобиля заняли так много времени? Почему так долго искали владельцев автомобиля и тех, кто находился за рулем в тот момент?
Третий. Почему инцидент был при помощи вирусного маркетинга внедрен в соцсети и получил там максимальное распространение?
Четвертый. Наконец, почему это избиение случилось именно сейчас? Кризис майданного жанра?
Очень хочется верить, что это не спецоперация. Очень хочется верить, что сама Таня Черновол случайно попала под "раздачу". И очень хочется верить, что украинские журналисты возьмутся за ум и перестанут быть гражданскими активистами или политическими истеричками.
Лицо избитой женщины – еще не повод нагнетать истерию и пренебрегать фактами. Именно на такое восприятие событий рассчитывает вирусный маркетинг в соцсетях, влияние которых на сообщество сегодня огромно. Как мы помним, именно в своем Facebook журналист (или активист?) Мустафа Найем начал Евромайдан. Вы думаете, власти не учатся?
Тем не менее, как я убедился, любого, кто посмел высказать сомнение в том, что видео монтировано, а так же сомнения в том, что имело место ДТП, а не заказное покушение на убийство, в соцсетях подвергали оскорблениям и нападкам. Любые разумные доводы опровергались, а их автора сразу, безо всяких оснований оскорбляли и называли агентом Партии регионов. Повсеместно звучал лозунг – "Нельзя бить женщин и журналистов", который уже стал нарицательным. Причем, судя по комментариям в интернете, бить женщину-журналистку Черновол нельзя, но женщине-депутату Бондаренко, которая в свойственной ей хамской манере высказала свое суждение о данном инциденте, высказывали пожелания такого мерзкого свойства, что избиение в этом перечислении – лишь мягкая шалость.
Вопрос тогда такого характера:кого можно бить? Можно ли бить мужчин-журналистов, детей-журналистов, стариков-журналистов? А людей других профессий можно бить? Женщин-депутатов, женщин-кондукторов? Или нельзя бить женщин, но можно бить мужчин? А как тогда воспринимать пожелания распять, расстрелять, повесить чиновников, судей, милиционеров, стоящих в оцеплении?
И, наконец, баланс мнений в современных украинских СМИ, который сместился в сторону партийности или лояльности, приобрел совершенно уродливые формы. Мнение ведущего любой телепередачи, будь то авторская программа или вещание интернет-проекта, зашкаливает, правдивость подаваемой информации стремится к нулю. СМИ крадут новость у коллег или в соцсетях с источником на авторитетного политика, который прочитал ее у топового блогера, который ее придумал. Помните, новость придуманная тем же Найемом об украинском гимне? А сообщение о смерти Михаила Горбачева опровергло хоть одно украинское СМИ, его опубликовавшее? Целью становится скорость публикации, средством – заработанные "черным налом" деньги за публикацию лжи, ложь не опровергается, перед людьми, пострадавшими от этой лжи, не извиняются.
Поэтому эта страна пока что обречена на то правительство и тот строй, которые она заслуживает. И будет править Янукович или Яценюк, Кличко или кто-то из этой обоймы – Украина будет страной хамов, быдла и скотов с высшим образованием.
Которые никогда не научатся уважать любое другое мнение кроме своего собственного.
Которые никогда не будут соблюдать правила приличия в виртуальном общении, где можно не бояться получить по морде и поэтому смело хамить собеседнику, не разделяющему их убеждения.
Которые не хотят вести себя прилично в реальности, но опасаясь за хамство или неумелое вождение автомобиля получить в морду, стараются сдерживаться или хамить на безопасном расстоянии.
Которые не хотят сами что-то делать, вернее, не умеют что-то делать сами, поэтому постоянно призывают на роль вершителей их судеб продажных и ненавидимых ими политиков.
Надеюсь, что среди читателей данной статьи таких будет меньшинство.
|
Комментарии