"Тяжелая это работа – из болота тащить бегемота!". Примерно так можно описать нынешние потуги отдельных одесских энтузиастов вернуть в город его некогда главный фирменный праздник – первоапрельскую Юморину. Городские власти явно не рвутся его восстанавливать, что недвусмысленно следует из их неизменного третий год подряд отказа устраивать главное юморинное шоу – костюмированное шествие по Дерибасовской.
Рядовые одесситы, которые еще не забыли в какую алкогольно-мочегонную эпопею превратилась эта Юморина стараниями местных пивных коммерсантов, также отнюдь не горят желанием вернуть эту вакханалию на свои улицы. Конечно же, профессиональные шоумены своего в любом случае не упустят и чего-нибудь обязательно "запузырят", типа того же "всемирного фестиваля клоунов". Но это уже, как говорится – не тот масштаб и не тот "драйв".
Но дело тут не столько даже в безучастности городских властей, или в нежелании местных жителей лицезреть под своими окнами очередную массовую попойку иногородних юнцов, приехавших в Одессу оторваться по полной программе. Все гораздо серьезней.
Одесское чувство юмора, традиционная веселость и живость характера откровенно сникли на фоне невеселых, а порой и откровенно жутких реалий нынешнего времени. Надо быть полным идиотом, чтобы веселиться на фоне дымящегося, истекающего кровью Донбасса, или на руинах новоявленного крематория, в который был превращен заезжими "патриотами" одесский Дом профсоюзов. Тут даже у самого бесшабашного весельчака желание шутить напрочь пропадет.
Да и о чем шутить прикажете? Ведь Юморина, в силу традиций одесского вольнодумства, в свои лучшие времена была своего рода отдушиной для разного рода непричесанных мыслей. И её шуточные лозунги всегда были "с перчиком" по отношению к любой правящей власти.
Но то были власти вменяемые, которые на одесские шутки, как правило, не обижались. Ныне совсем другой случай - клинический. Какие могут быть шутки по отношению к абсолютно невменяемому режиму, который практически все одесситы ненавидят всеми печенками и желают ему только одного – провалиться в преисподнюю как можно скорее? Представить подобные пожелания на первоапрельской демонстрации решительно невозможно! Да это еще и чревато. Ну и зачем тогда нужна Юморина, если даже на ней нельзя правду сказать?
Между прочим, нынешняя одесская ситуация, когда жителям столицы юмора стало не до смеха, уже не первая в её истории. Примерно то же самое было после того, как город был освобожден от немецко-румынской оккупации. Вы думаете это случайно, что юморина в Одессе возникла только в начале семидесятых годов? Ничего подобного! Просто городу понадобилось больше четверти века, чтобы отойти от того страшного шока, который он пережил при предыдущих нацистах. Ведь тогдашняя оккупация стоила жизни почти половине одесситов. Так что не удивительно, что смеяться после этого одесситам еще очень долго не хотелось.
То же самое происходит и сейчас. Одесса вновь оккупирована чужеземцами, которые самих одесситов за людей не считают. И уничтожают их с точно такой же легкостью и такими же зверскими методами, как и прежние "сверхчеловеки". А Одесса угрюмо молчит и копит смертельную ненависть к этим выродкам. И сколько лет еще понадобится городу, чтобы снова вернуть себе прежнюю беззаботную легкость характера, искрометный юмор и наконец - настоящую, а не фиктивную Юморину, сегодня не знает никто. Тем более, что нынешняя черная полоса еще далеко не позади.
Между тем, стоит напомнить, что становление Одессы, как всесоюзной столицы юмора, началось в 20-30-х годах прошлого века в бытность руководителем Советского Союза якобы "кровавого и насквозь угрюмого диктатора" товарища Сталина. Как это у него получилось – ей Богу не знаю. Но то, что получилось – факт. Ибо уже в период войны вся страна смотрела фильм "Два бойца" с главным героем – одесситом и точно знала, что Одесса – это самый веселый и жизнерадостный город на свете.
Что-то здесь явно не вяжется! Ну, не мог существовать такой юмористический феномен и тем более не мог стать культовым явлением в масштабе всей страны, если сама эта страна якобы корчилась в судорогах сталинских репрессий! А раз он таки существовал, то что-то с этими репрессиями явно не так. Во что превращается "самый веселый город на свете", когда ему реально отбивают печенки, если не вовсе лишают жизни, мы можем наблюдать как раз в наши дни.
Юрий Селиванов, КСУ
|